Оценка эффекта вакцинации, сделанная в августе, подтверждается данными сентября

Владимир Тимаков

Оценка эффекта вакцинацииФотография: vos.mo / instagram

В группе регионов с более высокой долей привитого населения избыточная смертность в сентябре 2021 года в 1,6 раза ниже, чем в среднем по России

Текущая эпидемическая волна, связанная с распространением коронавирусного штамма «Дельта», характеризуется более высоким уровнем смертности, чем год назад (см. Таблицу 1).

 

Таблица 1. Изменение смертности в Российской Федерации в августе-сентябре 2019-2021 гг.

  2019 (смертей) 2020 (смертей) 2021 (смертей)
Август 143 394 157 181 208 237
Сентябрь 139 051 170 717 201 945

При анализе Таблицы 1 необходимо учитывать, что август длиннее сентября на 1 день и уровень
ожидаемого количества демографических событий в августе должно быть на 3,3 % выше. Источник: Росстат.

Как видим, и в августе, и в сентябре смертность в России превышала доковидный уровень более, чем на 60 тысяч человек. На сегодня почти каждая третья смерть в нашей стране вызвана пандемией и связанными с ней негативными явлениями. Это исключительно высокий уровень избыточной смертности, значительно превышающий аналогичные показатели в подавляющем большинстве развитых стран. В связи с этим особо важно понять, насколько эффективными являются различные санитарные меры, принимаемые у нас против распространения коронавируса, в частности вакцинация.

Задачей проведённого исследования было определить, в какой степени проходящая в стране вакцинация от коронавируса помогает снизить смертность, то есть наблюдается ли обратная корреляция между долей вакцинированного населения и масштабами избыточной смертности. В качестве исходных данных бралась доля получивших хотя бы одну дозу вакцины в разрезе по регионам по состоянию на 30 июля 2021 года.

Данные по количеству вакцинированных нельзя считать всецело достоверными, поскольку в России неизвестная нам, но существенная часть сертификатов о вакцинации приобретается нелегально, без прививки. Однако мы исходили из того, что доля нелегальных сертификатов по регионам различается не настолько значительно, чтобы сильно изменить сложившийся рейтинг. В данном исследовании допускается, что те регионы, которые лидируют по количеству официальных прививок, также остаются лидерами по числу фактических, а те, которые отстают в официальном зачёте, являются аутсайдерами и по факту. По крайней мере, при объединении регионов в большие группы (на чём построено наше исследование) региональная вариативность по доле нелегальных сертификатов должна в большой степени нивелироваться.

Данные о региональной доле вакцинированных до конца июля 2021 года сравнивались с уровнем избыточной смертности в этих регионах в августе и в сентябре 2021 года. Под избыточной смертностью подразумевалось превышение количества смертей по сравнению с последним аналогичным доковидным месяцем (соответственно, август 2021 сравнивался с августом 2019 и сентябрь 2021 с сентябрём 2019). Данная методика применима только для предварительного расчёта, поскольку для более точной оценки нынешнюю ситуацию необходимо сравнивать с доковидным прогнозом региональной смертности на 2021 год, исходящим из трендов предыдущего десятилетия, что позволило бы учесть долгосрочные изменения численности населения, его возрастной структуры и социально-медицинской обстановки в исследуемых регионах.

Избыточная смертность рассматривается здесь как единственный надёжный показатель остроты течения эпидемии, поскольку общие данные по естественному движению населения до сих пор не подвергались манипуляции и представляют достоверную картину. Все прочие данные, в частности - количество заражённых и количество умерших непосредственно от ковида, не выглядят достоверными и подвержены большему или меньшему недоучёту в зависимости от региона. Нередки примеры, когда в регионах с примерно одинаковым уровнем избыточной смертности, сложившимся в период эпидемии, официальные данные о доле заражённых и умерших от ковида различаются в десятки раз, что вызвано разными масштабами диагностического охвата, но в ещё большей степени – разными масштабами административного вмешательства с целью приукрасить региональную отчётность (более подробный анализ см. https://demograf.org/pub/russtat/russkaya-sverhsmertnost-kovid-ili-ne-kovid-vse.htm). Таким образом, единственным надёжным критерием остроты эпидемии служат данные об избыточной смертности, о её увеличении по сравнению с аналогичными доковидными периодами, независимо от официально заявленных причин.

Для адекватного сравнения ситуации в регионах избыточная смертность измерялась не в единицах на численность населения, а в процентах к доковидному уровню смертности, то есть не в абсолютных, а в относительных показателях. Это необходимо, чтобы исключить влияние возрастной структуры населения и частично исключить влияние уровня медицинского обслуживания, максимально приблизившись к пониманию того эффекта, который произвела на региональную смертность сама коронавирусная пандемия.

Для оценки эффективности вакцинации все субъекты Российской Федерации были разделены на три группы: с уровнем привитых более 30 %, с уровнем привитых от 20 до 30 %, и с уровнем привитых менее 20 %. Какие регионы попали в эти группы, см. в Таблице 2. Максимальный разброс по доле привитых хотя бы одной дозой к 30 июля 2021 года составлял от 7,7 % в Дагестане до 41,0 % в Белгородской области, а среднюю долю привитых в указанных выше трёх группах можно оценить как 33 %, 24 % и 17 %. Эти различия не столь велики, чтобы обеспечить резкий контраст эпидемической ситуации в обозначенных регионах, но достаточны, чтобы выявить взаимосвязь вакцинации и избыточной смертности при детальном анализе.

 

Таблица 2. Регионы с разным уровнем вакцинации хотя бы одной дозой на 30 июля 2021 г.

Доля вакцинированных Субъекты РФ
От 30 % и выше Белгородская, Московская, Сахалинская, Тульская, Тюменская области, Мордовская и Чеченская республики, Чукотский и Ненецкий АО, Москва
От 20 % до 30 % Все прочие субъекты РФ
Менее 20 % Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края, Владимирская, Вологодская, Рязанская, Челябинская, Ярославская области, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, КБР, КЧР, Мари Эл, Осетия, Удмуртия, Чувашия

Источник: https://послевакцины.рф/vakcinaciya-po-sostoyaniyu-na-30-07-2021

Просуммировав в каждой группе регионов избыточную смертность в августе и в сентябре 2021 года, получаем картину, представленную в Таблице 3.

 

Таблица 3. Избыточная смертность в августе и в сентябре 2021 года
по регионам с разной долей вакцинированного населения

Регионы с долей привитых на 30 июля 2021 года Избыточная смертность в августе (%) Избыточная смертность в сентябре (%)
30 % и более 34,0 % 28,3 %
РФ (в среднем) 44,3 % 45,2 %
От 20 % до 30 % 46,0 % 48,5 %
Менее 20 % 47,5 % 49,0 %

Источник исходных данных: Росстат, оперативные данные о естественном движении населения в августе 2019 года,
в сентябре 2019 года, в августе 2021 года, в сентябре 2021 года; расчёты В.В. Тимаков.

Как видим, различия между группой слабопривитых регионов (< 20 % вакцинированных) и группой среднепривитых регионов (20-30 % вакцинированных) невелики и даже сгладились в сентябре по сравнению с августом. Более высокая смертность в слабопривитой группе по сравнению со среднепривитой в сентябре 2021 года отличается на величину, сравнимую со статистической погрешностью.

Вместе с тем, группа наиболее привитых регионов заметно отличается от среднпривитой и слабопривитой групп. Избыточная смертность в группе регионов-лидеров вакцинации заметно и достоверно ниже, чем в группах остальных регионов России. При этом в сентябре разрыв ещё более увеличился – сентябрьская избыточная смертность в наиболее привитой группе почти в два раза ниже, чем в средне- и слабопривитой группах.

Если в целом по России в сентябре 2021 года наблюдался рост избыточной смертности по сравнению с августом 2021 года (что характерно как для группы слабопривитых, так и для группы среднепривитых регионов), то для группы регионов-лидеров вакцинации зафиксировано снижение избыточной смертности.

Расчёт коэффициента корреляции между вакцинацией и избыточной смертностью на основе усреднённых данных по трём группам для сентября даёт отрицательную кореляцию с показателем – 0, 732. Принцип расчёта смотри https://demograf.org/pub/russtat/grubyi-raschet-korrelyacii-mejdu-urovnem-vakcinaci.htm

Если данный, достаточно грубый и предварительный расчёт подтвердится дальнейшими, более длительными и полными исследованиями, это означает, что стопроцентная вакцинация населения снизила бы избыточную смертность почти в четыре раза или на 73,2 % (по сравнению с ситуацией, когда вакцинация отсутствует). Предыдущий расчёт на основе данных августа давал более скромную цифру снижения смертности в 69 % при условии всеобщей обязательной вакцинации.

Расчёт на основе сентябрьских данных надо считать более точным, чем ранее сделанный расчёт на основе августовских (см. https://demograf.org/pub/russtat/pomogaet-li-vakcinaciya.htm), поскольку в обоих случаях использовалась статистика вакцинации хотя бы одним компонентом на 30 июля 2021. Так как устойчивый иммунитет формируется через некоторое время после прививки обеими компонентами, часть граждан, попавших в статистику 30 июля, ещё не прошла полный курс вакцинации до начала августа и получила устойчивый иммунитет только к сентябрю.

Однако и этот расчёт не может претендовать на высокую точность. Во-первых, он груб, так как для определения коэффициента вводились не данные по каждому региону, а обобщённые данные по трём большим группам. Во-вторых, он описывает только краткосрочную ситуацию в сентябре 2021 года, не учитывая скорости движения эпидемической волны. В одних регионах она, вероятно, достигла в сентябре своего пика, в других только начиналась или уже шла на спад,- поэтому более полноценная картина будет получена только в ходе долгосрочного наблюдения. В-третьих, вакцинация наверняка является не единственным фактором снижения избыточной смертности – такую же роль могут играть иные противоэпидемические меры, общая санитарная культура населения или качество медицинской помощи, и мы не знаем точно, в какой степени эти факторы накладываются на полученную картину. Возможно, что в регионах, где вакцинация проходит интенсивнее, прочие санитарные меры тоже соблюдаются строже; возможно что наоборот – вакцинированное население начинает вести себя смелее или на фоне более низкой смертности снижается уровень ограничений.

В предшествующем, августовском исследовании мы допускали, что более высокое качество медицинской помощи в столичных регионах может существенно снижать там избыточную смертность по сравнению с провинциальными субъектами РФ. А поскольку Москва и Московская область относятся к группе регионов-лидеров вакцинации, фактор высокотехнологичного столичного здравоохранения мог заметно повлиять на хорошие результаты этой группы.

Для исключения этого фактора нами проведено сравнение групп регионов без Москвы, Московской области и Петербурга. Результаты представлены в Таблице 4.

 

Таблица 4. Избыточная смертность в августе и в сентябре 2021 года
по регионам с разной долей вакцинированного населения
(за исключением Москвы, Московской области и Петербурга).

Регионы с долей привитых на 30 июля 2021 года Избыточная смертность в августе (%) Избыточная смертность в сентябре (%)
30 % и более (без Москвы и МО) 38,2 % 39,7 %
РФ (в среднем) 44,3 % 45,2 %
От 20 % до 30 % (без Петербурга) 47,2 % 48,9 %
Менее 20 % 47,5 % 49,0 %


Как видим, при сравнении исключительно провинциальных региональных групп картина не столь контрастна. Избыточная смертность в сентябре 2021 года по сравнению с августом 2021 года росла примерно одинаковыми темпами во всех трёх региональных группах, независимо от уровня вакцинации. При этом избыточная смертность в группе наиболее привитых регионов оставалась заметно и достоверно ниже, чем в остальных группах и существенно ниже среднероссийской.

Коэффициент корреляции между вакцинацией и избыточной смертностью, рассчитанный по группам провинциальных регионов значительно ниже, чем в общефедеральном расчёте и равен всего лишь - 0,123 для сентября и - 0,175 для августа.

Очевидно, что провинциальный расчёт корреляции страдает теми же недостатками, как и общефедеральный. В частности, надо учитывать, что наличие нелегальных сертификатов о вакцинации работает на снижение полученной оценки и, если бы мы могли вычесть долю нелегально приобретённых сертификатов из общей доли вакцинированных, коэффициент корреляции выражался бы большими величинами. Поэтому на сегодня обе провинциальные цифры могут предварительно рассматриваться как нижняя граница в оценке эффективности вакцинации, а общефедеральные – как верхняя граница.

Однако для их уточнения потребуются дальнейшие и более подробные исследования.

Конечно, первично определённый диапазон вероятного снижения избыточной смертности от 12,3 % до 73,2 % чрезвычайно широк для определённых выводов, но позволяет хотя бы предварительно оценить, как может влиять на смертность вакцинация. Исходя из того, что на конец июля в России было вакцинировано 24 % жителей, и около четверти защитного потенциала вакцины уже реализовано, получается, что при всеобщей полной вакцинации можно было бы сохранить от 11 до 62 тысяч жизней ежемесячно, в период же августа-сентября 2021 года благодаря прививкам от коронавируса сохранялось от 2,2 до 15 тысяч жизней в месяц.

Если же учесть, что в наших расчётах мы не могли вычесть из общего массива вакцинированных поддельные сертификаты, эти цифры увеличатся обратно пропорционально доле подлинных прививок. Чем меньше сейчас подлинно вакцинированных – тем лучше ожидается результат при полной подлинной иммунизации. Ведь надо подразумевать, что нынешний положительный эффект вакцины достигнут не благодаря 24 % иммунизации россиян, а благодаря защищённости некой, неизвестной нам меньшей доли.

Отдельно необходимо оговорить возможный вклад побочных эффектов иммунизации, что служит темой острой общественной полемики. В данном исследовании мы оперировали общей смертностью, а не исключительной смертностью от коронавирусной инфекции, а в общую смертность входят как смерти от ковида и его последствий, так и возможные смерти от самой вакцины и её последствий. Мы не обладали механизмами вычленения и оценки этих цифр по отдельности, а работали с итоговым результатом, получающимся при сложении всех факторов. Поэтому приводя среднюю актуальную цифру в 9 тысяч спасённых жизней ежемесячно, мы не можем конкретизировать, из чего она складывается: прибавляется ли, допустим, к 11 тысячам защищённых вакциной от гибели граждан 2 тысячи погубленных неудачной вакцинацией, или в реальности иммунизация помогает лишь 9 тысячам людей не умереть от ковида, но при этом не наносит вреда никому? Можно только утверждать, что конечный эффект вакцинации положительный, а для его точной оценки требуется более объёмная работа.

Предварительные выводы проведённого анализа августовской и сентябрьской избыточной смертности следующие:

1. Вакцинация от коронавируса достоверно снижает избыточную смертность в период коронавирусной эпидемии.

2. Достоверных различий в избыточной смертности между группой регионов с долей вакцинированных менее 20 % и группой регионов с долей вакцинированных от 20 % до 30 % в сентябре 2021 года не выявлено.

3. В группе регионов с долей вакцинированных более 30 % избыточная смертность существенно и достоверно ниже среднероссийских показателей. Преимущество наиболее вакцинированных регионов сохраняется, даже если вычесть из этой группы Москву и Московскую область.

4. Коэффициенты корреляции между вакцинацией и избыточной смертностью, рассчитанные при сравнении трёх региональных массивов (без введения данных каждого субъекта по отдельности) составили -0,69 в августе и -0,73 в сентябре 2021 года. Такие же коэффициенты, рассчитанные при сравнении трёх региональных массивов без Москвы, Московской области и Петербурга, составили всего лишь -0,175 в августе и -0,123 в сентябре.

5. Предварительно можно считать полученные результаты границами вероятного диапазона оценок эффективности иммунизации отечественными вакцинами в борьбе с избыточной смертностью в период пандемии. В случае всеобщей вакцинации можно ожидать снижение избыточной смертности от 12-18 % до 69-73 %. Если принять за базу расчёта август-сентябрь 2021 года, только за счёт вакцинации в России возможно сохранять по меньшей мере от 11 до 62 тысяч жизней ежемесячно.

Более точные данные будут получены в ходе более подробных и долгосрочных исследований.

 

Сортировка
 

Сайт использует файлы cookie. Cookie - это технология, без которой современные сайты работать не могут. Здесь куки помогают посетителям взаимодейтсвовать с материалами сайта и между собой. Подробнее: Политика использования файлов куки | Политика конфиденциальности.

Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете, что ознакомились с Политиками и соглашаетесь с использованием cookie.